Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Беспокойный малыш

 

Здравствуйте, Румия! Моей дочери скоро будет год. Чем дальше, тем труднее мне с ней справляться – она повсюду лезет, роняет предметы с полок, разбрасывает  все, что ей попадается на пути. Ее буквально ни на минуту нельзя оставить одну – она или безобразничает, или кричит, требуя моего внимания. К вечеру я просто валюсь с ног! Что мне делать? (Лиза, молодая мама)

 

Лиза, Ваша растерянность, переходящая в отчаяние, понятна – если раньше ребенку в кроватке или манеже можно было просто подвесить погремушки, и он с увлечением разглядывал, дергал их, играл с ними, то с началом активных передвижений по квартире за ним нужен ежеминутный контроль. Это, действительно, очень сложно.

Однако нужно четко понимать для себя, что ребенок развивается, и у него наступил период активного познания окружающего мира. А познать ему предстоит очень и очень много. Какие звуки издает падающая книга? Могу ли я сдвинуть табурет? Как дотянуться до той яркой, интересной штуки? Каков на вкус папин тапок? Что получится, если перевернуть банку с гречневой крупой? Это лишь малая толика вопросов, ответы на которые ищет маленький ребенок, передвигаясь по квартире. Ему интересно все – ведь многое, что он встречает, что он трогает или сует в рот, до чего дотягивается – это все для него впервые, все новое. И ваша задача, Лиза, как мамы – не ограничивать познавательную активность дочери, не блокировать ее попытками оградить девочку от любых предметов, а, наоборот, помочь в этом непростом процессе познания.

Для этого предоставьте ей возможность манипулирования различными предметами (именно «настоящими» предметами, а не игрушками) – посудой, газетами, карандашами и т.д. Естественно, не стоит давать для свободного манипулирования опасные (острые, хрупкие) вещи. Например, посуда для изучения необходимо давать как можно более разнообразную, но не стеклянную или фаянсовую, а пластмассовую или металлическую. Это могут быть миски, ложки, кастрюли, кружки. Поверьте, ребенок с удовольствием будет их вкладывать друг в друга, одевать на голову, стучать друг о дружку, а Вы при этом будете спокойно себя чувствовать – ведь безопасности малыша ничего не угрожает. То же самое можно отнести и к играм ребенка с различными крупами – гречневой, рисовой, манной. Их можно смешивать, сжимать в кулачке, подкидывать и даже брать в рот – все это безопасно.

Примеров можно приводить множество. Главное – подобрать ребенку безопасное окружение, а опасные или дорогие предметы (вазы, важные документы и т.д.) должны быть недоступны ребенку (лучше всего их убирать в закрывающиеся шкафы). Ведь он пока, в силу своего возраста, не способен различить старый ненужный журнал и новую книгу, которую еще никто не успел прочитать. Маленький ребенок не поймет, почему можно играть с одним, а за игру со вторым его отшлепали и накричали.

И еще. Ребенок не может познавать мир абсолютно самостоятельно – ему очень нужна помощь взрослого. Ведь только мама объяснит и покажет, как правильно использовать книги (в них нужно рассматривать картинки, а не рвать их), какие возможности есть у карандаша (маленьким детям лучше предложить восковые мелки – их нестрашно ломать, да и рисуют они с любого своего конца) – вон какие красивые «каляки-маляки» получаются!

Выделите время для своего малыша, покажите, как можно играть или действовать с тем или иным предметом, и, поверьте, его можно оставить на 15-20 минут, пока он уже самостоятельно изучает новые для него возможности. Ведь оставаться одному и действовать самостоятельно – очень важный навык, который станет необходим вашему ребенку уже в ближайшем будущем!