Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Как научить ребенка проигрывать?

 

Мой семилетний сын очень болезненно реагирует, если проигрывает в групповых играх. Когда он был помладше, я поддавалась ему, но теперь замечаю, что в играх со сверстниками от также злится на проигрыш – лезет в драку, плачет и т.д. Как мне себя вести? Ведь детей не заставишь поддаваться ему. (Татьяна, г.Остров)

 

К сожалению, с негативной резкой реакцией ребенка в ситуации проигрыша сталкиваются многие родители. Чаще это бывают мальчики, так как они более азартны и более самолюбивы. С возрастом, конечно, поведение ребенка меняется – 14-летний подросток не будет рыдать при проигрыше, однако стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать останется. И при столкновении с жизнью, которая не всегда соответствует нашим притязаниям, ребенок будет озлобляться, впадать в депрессию. Поэтому лучше принимать меры, пока ребенок еще маленький.

Прежде всего, Татьяна, понаблюдайте, в каких именно играх  и ситуациях Ваш сын так эмоционально реагирует на проигрыш:

- в играх и ситуациях, где успех или проигрыш зависит от его способностей и приложенных усилий – игра в шашки или шахматы, бросание мяча в цель и т.д.

- или в играх и ситуациях, где успех или неуспех случаен, не зависим от него – бросание кубика, угадывание, определение, у кого длиннее пальцы рук, длина шага и т.д.;

И если в первом случае проигрыш – повод сравнить себя с другими, повод для дальнейшего саморазвития, то во втором – случайность, везение, а, значит, не может сопутствовать человеку постоянно.

Следовательно и реагировать на слезы и обиды сына в этих двух случаях необходимо по-разному.

Если Ваш сын расстраивается из-за того, что не смог решить задачу, не попал в мишень и т.д., лучше поддержать его, приободрить, выразить уверенность в том, что в следующий раз у него обязательно получиться лучше, необходимо только прилагать усилия и старания, развивать свои способности и навыки, тренироваться. При этом  необходимо отмечать любые, даже небольшие изменения к лучшему – раньше он не всегда попадал в мишень, мячик зачастую улетал в «молоко», а теперь – иногда удается попасть даже на 5-6 – тут и до «яблочка» недалеко! Все это придаст уверенности Вашему сыну, позволит не опустить руки и не разочароваться в самом себе.

Если же мальчик начинает драку или плакать после того, как на кубике выпало «2», вместо вожделенной «6», или, условно говоря, бутерброд упал маслом вниз, то тут стоит посочувствовать, но ни в коем случае не обещать, что в следующий раз он обязательно выиграет! Лучше объяснить ему, что в жизни случается по-разному – иногда везет, а иногда нет, мы не можем влиять на «везение», мы можем это только принять. Если ребенок все равно расстраиваться, то можно предложить ему своеобразную «компенсацию» - что-то приятное для него (сладость, развлечение и т.д.), объяснив, что хорошее настроение зависит от самих людей – в их силах дарить друг другу радость, поддержку, понимание.

 

Также, Татьяна, стоит обратить внимание – на что или на кого направляет свою обиду ребенок – на партнера по игре (например, обвиняет его в нечестности), на саму игру (разбрасывает фишки), на весь мир (убегает, ни с кем не хочет разговаривать, не принимает никаких утешений) или на себя. Ведь от этого зависят те слова, которые Вы будете говорить мальчику, те примеры из жизни, которые Вы будете приводить.

А еще обратите внимание на свое поведение, поведение взрослых людей, окружающих ребенка (отец, бабушка, дедушка) – может такое неприятие проигрыша характерно для кого-то из них? И Ваш сын лишь перенимает такую манеру поведения? В этом случае одних слов будет недостаточно – ведь когда у взрослых слова расходятся с «делом», ребенок склонен верить «делам» и игнорировать слова.

В любом случае, любовь и поддержка Вашему сыну будет только на пользу – он будет чувствовать, что хотя жизнь и может преподнести неприятные «сюрпризы», у него есть мама, которая всегда примет его, поймет, утешит и что-нибудь обязательно придумает!