Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Как привить любовь к чтению?

 

Мой внук закончил 6 класс. На лето им задано читать разные литературные произведения. И вот уже пол-лета позади, а он так ни одной книжки и не открыл. Мне его никак не заставить сесть за книжку, пусть не по школьной программе – хоть какую-нибудь! Ему лишь бы телевизор смотреть и в компьютер играть! Насколько я понимаю, это не только наша проблема – многие бабушки и мамы жалуются на то, что дети книг вообще не читают! Как усадить детей за книжки? (Зинаида Николаевна, пенсионерка)

 

Зинаида Николаевна, Вы правы – сейчас очень часто можно услышать упреки в адрес современных детей по поводу их низкой культуры, отсутствии любви к классической литературе, бездумном созерцании телевизора. При этом мы, взрослые (родители, бабушки) забываем, что именно мы в первую очередь ответственны за уровень культуры и образованности наших детей! Поэтому предлагаю не упрекать своих детей в пустой трате времени, а ответить себе на ряд вопросов.

1. Как часто ребенок видит взрослых в своей семье с книгой в руках? И что это за книги? Следует помнить, что лучший метод воспитания – это собственный пример. И если слова родителей не совпадают с его поведением, то ребенок всегда «усвоит» поведение и проигнорирует слова. В частности, бесполезно объяснять ребенку о пользе чтения и о необходимости духовного роста, если сами взрослые последнюю «серьезную» книжку прочитали в 10-м классе. И их слова о том, что «в свое время я читала все, что задавали» не будут иметь никакого действия – ведь это только слова, а собственный опыт ребенка говорит о другом.

2. Что привлекает Вашего ребенка в «мультиках» и сериалах по телевизору, в компьютерных играх? Знаете ли Вы, о чем тот самый сериал, который с таким увлечением смотрит Ваш ребенок? Знаете ли Вы, за что борются роботы с инопланетянами? Если нет, то вы обречены на непонимание своего ребенка – как можно судить о полезности или бесполезности незнакомого вам произведения?

Прежде всего, расспросите своего ребенка о том, что он читает или смотрит, а лучше сами прочитайте или посмотрите. При этом я предлагаю Вам обращать внимание не на самих героев (мутанты, «развязная» молодежь и т.д.), а на те отношения, которые между ними складываются, на ту мораль, которая содержит фильм или книга. Да, герои там не благородные барышни и мужественные рыцари, но они по-прежнему сражаются за добро, влюбляются, решают конфликты, переживают предательство и т.д. Обсудите с ребенком, как относится к действиям того или много героя, что одобряет в его поступках, а что осуждает, не понимает, и почему, выскажите свое мнение (не как единственно верное, а как возможное!). Кстати, можете аккуратно провести параллель с героем классического произведения, может, это его заинтригует, и он захочет его прочитать?

В таких обсуждениях приучайте ребенка следить не только за сюжетом произведения, но и за мыслями, переживаниями героев, за тем, как они справляются с трудностями, к каким последствиям приводят те или иные поступки. Я не предлагаю совсем отказаться от литературной классики, я предлагаю расставить приоритеты. Что важнее – чтобы ребенок полюбил Толстого, или, чтобы у него сформировались общечеловеческие нравственные ценности? Последнее можно формировать на любом материале!

Однако учтите, что такое восприятие книг или сериалов – определенный труд, «работа для души». Поэтому не отказывайте ребенку в возможности смотреть или читать что-то просто развлекательное, для отдыха. Ведь и мы, взрослые, не прочь вечерком посмотреть развлекательное шоу или почитать детективчик Донцовой…

3. И еще один вопрос: что Вы предпочитаете делать в отпуске – отдыхать, набираться сил для нового «трудового года» или продолжать работать? Мне кажется, что нашим детям надо все-таки позволить отдохнуть летом от уроков, домашних заданий! Поэтому не надо стремиться заставлять ребенка помнить о школьных заданиях ежедневно, лучше договориться с ним о своеобразном «учебном дне» 1 раз в неделю. Конечно, это не означает, что этот день целиком будет посвящен только учению – достаточно 1-1,5 часов. И преподнесите это не как наказание для ребенка, а как необходимость, после которой наступит заслуженный отдых. Не забывайте, что современные школьники и так нередко нагружены в школе больше их индивидуальных возможностей.