Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Мальчики и девочки: почему они разные?

 

…Родители, планируя ребенка, ждут не ребенка вообще, они ждут мальчика или девочку, связывая с будущим малышом определенные планы, ожидания, надежды. И вот малыш родился, началась полная забот жизнь, которая, казалось бы, мало еще зависит от того, какого пола ваш ребенок: те же пеленки, те же бессонные ночи и проблемы с кормлением. И важность пола постепенно отходит куда-то далеко на задний план…

Но посмотрите, в какие игры наши дети играют уже в дошкольном возрасте. Уже в год-полтора девочка качает на руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой. Пятилетние девочки заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчиками – роботами, сражениями.

Итак, мальчики и девочки развиваются по-разному, а это значит, что у них по-разному функционирует мозг. Физиологи, записывая биотоки мозга у новорожденных детей, убедились в этом. Более того, имея только «картину» биотоков, специалист может уверенно сказать, какого пола ребенок.

Например, мальчики на 2 – 3 месяца позже начинают ходить, на 4 – 6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В 1-2 классе у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. И если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф, деревья и пр.

Да и родители, часто того не осознавая, по-разному общаются с сыном и дочерью, используя немного отличающиеся мимику и жесты. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре с девочками старшие чаще упоминают о чувствах (нравится, люблю, грустный, веселый…).

При ответе на уроке мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно. А девочка смотрит в лицо педагогу и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретной информации (Какой у нас следующий урок?), а девочки – для установления контакта (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми.

Необходимо отметить, что мальчикам приходится преодолевать больше препятствий в своем развитии. Вы никогда не задумывались над вопросом: если среди мальчиков так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, врачи, конструкторы, композиторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Видимо, мы просто не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек.

Вот такой пример. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности… девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель, ориентируясь на девочек, так как контакт с ними у него налажен хорошо, снимает нагрузку, переходит к повторению. А мальчики, получается, пропустили или не поняли самую важную информацию.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят. Но их внутренний мир часто скрыт от нас – они молчат, и нам кажется, что они не думают. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, а требования к аккуратности исполнения или оформления невелики.

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые при высоких требованиях к тщательности, проработке деталей. А это именно то, что требуют в школе: учитель разбирает решение задачи (этап поиска берет на себя учитель), а затем решаются типовые задачи «для закрепления материала». Это хорошо для девочек, но не интересно для мальчиков.

Считается, что мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны и даже более агрессивны, чем девочки. Так ли это на самом деле? Исследования показали, что в эмоциональных ситуациях мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживается в состоянии готовности, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие со стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он остается равнодушным к ее словам (как об стенку горох). Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора. Но он, в отличие от девочки, не может долго удерживать эмоциональное напряжение и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Мамины воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь! Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу.

Итак, мы пришли к очень важному выводу: мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какими они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.