Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

О старшеклассниках

 

Сегодняшний наш разговор о старшеклассниках и об их будущем после школы.

 

Казалось бы родителям старшеклассников не стоит беспокоиться о школьной жизни их выросших детей – отношения с одноклассниками давно установились, есть закадычные друзья, с учеником 9-11 класса уже не надо сидеть и делать вместе уроки, родители хорошо знают преобладающие оценки своего подростка, и текущая «тройка» уже давно не сюрприз и не повод для беспокойства. Да и 15-17-летний «ребенок» не очень-то пускает в свою школьную жизнь родителей – все реже рассказывает о своих одноклассниках и учителях, реже обращается с неясными вопросами по предметам, реже информирует об оценках.

И все же учеба в старших классах имеет свою специфику, направлена на решение новых задач, и не всякий подросток может здесь обойтись без помощи родителей:

1. Формирование самостоятельности в обучении. Для успешного обучения в старших классах школьнику необходимо владеть навыками самостоятельного овладения знаниями – это и подготовка рефератов и докладов, и работа с литературой, и самостоятельный анализ прочитанного и т.д. К сожалению, педагоги не всегда уделяют внимание тому, как научить школьника этому, чаще они требуют готовый результат: «подготовить доклад», «проанализировать взгляды…». Мой профессиональный опыт показывает, что многие старшеклассники испытывают трудности при простом пересказе прочитанного, что уж говорить о более сложных учебных умениях и навыках! В этом случае именно родители должны подсказать своему ребенку, как выделить ключевые понятия и главную мысль текста, как пользоваться словарем и энциклопедией, как логически выстраивать части текса, взятые из разных источников. А это значит, что над первым докладом, первым рефератом необходимо поработать вместе (не путать с «вместо»!), ведь только так вы сможете поделиться своим опытом работы с текстом. При этом чаще задавайте ребенку вопросы: «Что означает это понятие? Давай посмотрим в словаре, уточним», «Согласен ли ты с позицией автора? Почему? Приведи аргументы. А у кого из авторов точка зрения, сходная с твоей?», «Как ты думаешь, есть ли исключения из приведенной закономерности?» Такие вопросы не только помогают школьнику лучше изучить материал, понять его, но и сформировать собственную обоснованную позицию по изучаемому вопросу. Если ваш старшеклассник освоит эти навыки, ему уже будет просто неинтересно скачивать из Интернета стереотипные рефераты – ему обязательно захочется и высказать свое мнение, и расширить круг цитируемых авторов, и просто по-настоящему разобраться в задании!

2. Еще одна задача обучения в старших классах – это помощь в профессиональном самоопределении. В настоящее время школы предлагают достаточно широкий спектр профильного образования – это и правовой, и естественно-научный, и лингвистический акценты в школьной программе. В 14-15 лет, когда в основном начинается углубленное и факультативное изучение тех или иных предметов, мало кто из подростков четко знает, кем он хочет стать, в какой профессиональной сфере он будет трудиться, поэтому выбор профиля нередко за подростка осуществляют родители. Я же предлагаю спросить ребенка, что ему интересно, какие науки он хотел бы изучать. И не стоит в ужасе отмахиваться от его «безумных» идей стать врачом или переводчиком, потому что первые мало зарабатывают, а вторые, в основном, безработные. Дайте возможность подростку попробовать себя в различных сферах – чем больше у него будет опыта, тем более обоснованным будет его дальнейший выбор. Ведь не секрет, что поверхностное представление о профессии часто не совпадает с ее реальным содержанием. Например, работа следователя – это не романтические погони, хитроумные засады и прочие атрибуты детективного романа, а знание законов (которые необходимо выучить!), написание протоколов и отчетов, следствие о пьяных драках и кражах стиранного белья во дворе. И уж лучше понять, что это не «твое» в школе, чем институте. Поэтому помогите ребенку больше узнать о выбранной им профессии: какие школьные предметы с ней связаны, какие вступительные экзамены надо будет сдавать, в каких отраслях необходимы специалисты данного профиля, какие существуют возможности карьерного роста и т.д. Иногда даже такая предварительная информация уже разочаровывает подростка, и он начинает размышлять более реалистично.

Помните, что и старшеклассник нуждается в вашей помощи и совете, в понимании и поддержке. Успехов!