Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Подросток и алкоголь, сигареты, наркотики

 

Здравствуйте, Румия Рашидовна!

Обращаюсь к Вам со своей болью и тревогой. Моему сыну 14 лет, он единственная моя опора и надежда на будущее. Но в последнее время с ним что-то происходит: приходит домой поздно, от него пахнет табаком, на мои расспросы не отвечает. А на днях пришел вообще нетрезвым! Что же с ним дальше будет? Ведь сейчас так распространены алкоголь, наркотики среди молодежи! Неужели и мой сын втянется в это? Как его спасти? Что делать?

 

Не ошибусь, если предположу, что подобное беспокойство испытывает каждый родитель, воспитывающий подростка. И первым решением, которое приходит им в голову – «Запретить!»: запретить ходить сыну или дочери на дискотеку, запретить встречаться с подозрительными приятелями, запретить болтаться по улице, запретить… Да мало ли что можно еще запретить подростку для его же блага!

Но такими запретами родители не способствуют взрослению своего подростка, а, наоборот, тормозят его. Ведь быть взрослым – это значит жить своим умом, планировать свои действия и нести за них ответственность. Это значит оценивать окружающие события, людей, свои и чужие поступки и на этой основе строить свое поведение, свои отношения.

А чтобы научить этому подростка, помогать ему становиться взрослым, необходимо относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение и который может попросить о помощи. При таком подходе к воспитанию ребенка роль взрослого заключается в том, чтобы помогать ребенку делать той или иной выбор, обсуждая (именно обсуждая вместе с ребенком, а не вещая «с высоты собственного опыта») возможные последствия каждого решения и, самое главное, уважать выбор, сделанный ребенком. Такой подход предполагает наличие понимания, доверия, уважения между взрослым и ребенком и не предполагает нотаций, упреков, давления и необоснованных (то есть непонятных для ребенка) требований. И тогда подросток будет совершать тот или иной поступок не потому, что это ему разрешают или запрещают родители, а потому, что он принял осознанное решение и несет за него ответственность.

Таким образом, чтобы ваш ребенок не начал употреблять алкоголь или наркотики (не начал не связался с дурной компанией, не совершал роковых ошибок и т.д.), необходимо воспитывать его самостоятельным, ответственным человеком, человеком способного предвидеть последствия своих поступков и отвечать за них.

А для этого недостаточно «бороться со следствиями»: получил «двойку», пришел не вовремя домой или испачкал новую куртку – получи наказание, чтобы в следующий раз не повадно было. К сожалению, зачастую это не приносит результатов, а только ухудшает положение вещей: подросток перестает вообще ходить в школу, домой приходит все позже и т.д. Это происходит потому, что в этом случае он стремится избегать наказаний, и делает это в соответствии со своей логикой: не буду ходить в школу – не будет «двоек», приду позже – оттяну неприятный разговор, упреки. Вот и получается, что мы стараемся добиться одного (улучшение успеваемости, соблюдение режима дня), а получаем противоположный результат. Но самым страшным результатом становится выросшая стена непонимания между родителями и подростком. И как следствие – мнение подростка о том, что родителям бесполезно что-либо объяснять, обращаться с вопросами, за помощью – в ответ все равно услышишь давно знакомые нотации, упреки, обвинения.

И тогда подросток идет на улицу, к сверстникам, где его поймут, поддержат и посоветуют, например, выпить или «покурить травку», чтобы забыть неприятности, поднять настроение. Недаром, специалисты одной их основных побудительных причин начала употребления алкоголя и наркотических веществ называют стремление молодых людей уйти от неприятностей, жизненных проблем, улучшить свое настроение, достичь эмоционального комфорта.

Вообще сверстники начинают играть ведущую роль в жизни подростка: в общении с ними он может обсудить волнующие его вопросы, попробовать различные способы поведения и отношений. Иными словами, жизнь в подростковой группе – это репетиция взрослой жизни (ведь прежде, чем сесть за руль автомобиля, человек отрабатывает необходимые действия на тренажере – иначе не избежать аварии). Поэтому для подростка очень важно быть принятым в группе, соответствовать ее требованиям и правилам. И если в группе принято «расслабляться» с помощью наркотиков, то перед подростком стоит выбор: или действовать «как все» или оказаться «белой вороной» с риском быть изгнанным из «наших». Последнее является, пожалуй, для него самым страшным.

Вот вам и еще один толчок к началу употребления наркотиков: облегчение общения со сверстниками своего и противоположного пола, преодоление чувства замкнутости, стеснительности, достижение чувства раскованности, а также стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой.

Как мы видим, подростковый возраст – очень сложный (прежде всего для самой взрослеющей личности) и в то же время – бесконечно важный, жизнеопределяющий (для нее же) период жизни человека. Так кто же, как не мудрые, любящие, терпеливые родители в состоянии помочь подростку преодолеть этот тернистый путь взросления? А для того, чтобы наш ребенок принял нашу помощь, понял наше желание помочь ему от нас требуется лишь теплое и заботливое отношение к своему ребенку, его эмоциональное принятие, понимание его возрастных особенностей, поддержка его в трудных ситуациях, сотрудничество с ним... Просто? Нет не просто. Но давайте будем помнить, что нашему ершистому, замкнутому, грубому, ленивому (список продолжите сами) подростку еще труднее: ведь он вступает в СВОЮ жизнь, где все для него ново, даже хорошо знакомые люди события.