Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Консультация психолога в г.Пскове

+7 (911) 362-21-77

Ваш ребенок - пятиклассник

 

Мы продолжаем наш разговор о школе, о возможных трудностях, о том, как мы, взрослые, можем помочь нашим детям в новом учебном году. Сегодняшний наш разговор о пятиклассниках.

 

Начало обучения в 5 классе – новый этап в жизни школьника. И это связано не только (и не столько!) с изменением его школьного статуса – из младшего школьника он превратился в «ученика среднего звена», но и с более существенными новшествами, ожидающими его уже с первого сентября.

Наш школьник уже подрос, он довольно уверенно чувствует себя в школе, он более самостоятелен дома до прихода родителей, он может самостоятельно выполнять домашние задания, у него появились друзья среди одноклассников, он усвоил школьные правила и т.д. И родители уже вздохнули с облегчением: ребенка больше не надо встречать после школы и провожать до дома, он в состоянии сам пообедать, не надо сидеть рядом с ним и контролировать написание каждого крючка, буквы, примера, предложения.

Однако я хочу обратить внимание родителей на те изменения и возможные трудности, ожидающие их ребенка с началом обучения в пятом классе.

Во-первых, в пятом классе начинается предметное обучение, и вашему ребенку придется после каждого урока переходить из одного кабинета в другой. И если в начальной школе, например на урок музыки детей провожала учительница, то теперь они это делают совершенно самостоятельно. Другими словами, за 5-10 минут школьник должен успеть собрать портфель, дойти до следующего кабинета и приготовиться к очередному уроку – на отдых практически не остается времени. Я рекомендую родителям в последние дни августа или на первой неделе сентября прогуляться с ребенком по школе, познакомиться с расположением различных кабинетов, определить наиболее удобные и короткие пути. Впрочем, он может это сделать и без вас, взяв в «компаньоны» одноклассника. Это придаст уверенности вашему ребенку и избавит его от лишнего стресса в первые недели учебного года.

Во-вторых, теперь вашего ребенка будет обучать не один учитель, а порядка 10. А это – десять разных характеров, десяток новых требований (кто-то из учителей любит активных, самостоятельно думающих учеников, кто-то – спокойных и послушных, а кто-то симпатизирует девочкам, считая всех мальчиков хулиганами), десяток различных способов преподавать, оценивать ответы, строить отношения с учениками. Согласитесь, что для 11-летнего ребенка это совсем непростая задача – найти общий язык с каждым из них. Поэтому подготовьте ребенка (да и будьте готовы сами!) к тому, что с какими-то учителями ему будет легче, а с какими-то – труднее. Могут даже возникнуть напряженные, конфликтные отношения с педагогом. И это совсем не значит, что этот учитель – плохой, просто он психологически несовместим с вашим ребенком (об этом говорит тот факт, что один и тот же учитель обычно нравится одним ученикам и не очень нравится – другим). И здесь нет смысла из-за конфликта с учителем переводить ребенка в другой класс или другую школу, ведь там будет точно такая же ситуация – 10 педагогов со своими характерами, со своими требованиями, со своими симпатиями и антипатиями. Гораздо эффективнее воспринимать эту ситуацию как обогащение жизненного опыта ребенка (в жизни каждый из нас встречает разных людей, с которыми мы должны устанавливать деловые взаимоотношения). Поговорите с ребенком о том, какие требования предъявляет учитель, как их может выполнять ваш ребенок и т.д. И, возможно, ваш ребенок и не станет любимым учеником для всех педагогов, но их взаимоотношения не станут препятствием для его обучения и его развития.

В-третьих, в среднем звене меняется сам учебный материал. Теперь школьники изучают различные науки, а это значит, что они должны усваивать более абстрактную информацию (формулы, правила, законы) без опоры на свой жизненный опыт. Если в начальных классах задача про яблоки была буквально взята из жизни, то теперь попробуй запомни названия и порядок различных исторических эр и эпох! Поэтому очень важно, чтобы у ребенка было развито логическое мышление, речь, чтобы он умел рассуждать, чтобы свободно владел терминологией. Ведь такое типичное снижение успеваемости в пятом классе часто связано не с ленью или невнимательностью ученика, а именно с недостаточно развитым мышлением и речью.

Помогите своему ребенку освоиться на новом этапе школьного обучения, поддержите его. А я вам желаю легкой и интересной учебы!